• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия раскрывают роль лингвистической дистанции в когнитивной эффективности

Ученые Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия раскрывают роль лингвистической дистанции в когнитивной эффективности

Международная группа учёных из Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия, включая М.С. Нелюбину, А.В. Мячикова, Дж. Абуталеби, Ю.Ю. Штырова и Ф. Галло, провела исследование влияния лингвистической дистанции (ЛД) — меры, отражающей степень структурного сходства или различия между языками на уровне лексики, грамматики и фонетики — на когнитивные показатели молодых трилингвов. Результаты этого исследования опубликованы в международном научном журнале Acta Psychologica.

Исследование выявило динамичный, многоэтапный эффект лингвистической дистанции на исполнительный контроль, оцениваемый с помощью фланговой задачи. Результаты подтверждают модель билингвального языкового контроля Дж. Абуталеби и Д. Грина (2016), согласно которой билингвы используют общие механизмы исполнительного контроля для управления вмешательством нескольких языков. Контроль близкородственных языков более сложен с точки зрения когнитивной нагрузки, так как требует тонкой дифференциации сходных лексиконов и грамматик. Эта повышенная нагрузка усиливает тренировочный эффект на когнитивные функции у людей, владеющих схожими языками.

Исследование расширяет полученные ранее выводы о влиянии лингвистической дистанции на когнитивные функции, которые были выявлены у пожилых билингвов, и показывает, что аналогичные закономерности наблюдаются у молодых трилингвов, находящихся на пике своего когнитивного здоровья; а также углубляет понимание взаимодействия не только родного и неродного языков, но и нескольких неродных языков. 

Данное исследование расширяет наше понимание механизмов управления многоязычными системами мозга, подчёркивая сложное взаимодействие между степенью сходства языков и когнитивной нагрузкой. Эти результаты открывают новые возможности для совершенствования образовательных методик и разработки стратегий поддержки когнитивного здоровья, демонстрируя высокую адаптивность мозга в условиях многоязычия.

Авторы подчёркивают необходимость проведения дальнейших лонгитюдных исследований для более глубокого анализа изменений в когнитивных процессах с течением времени. 
Текст статьи доступен на английском языке по ссылке.